Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — биология
Вариант № 464
1.  
i

Отец и сын боль­ны ге­мо­фи­ли­ей B (на­след­ствен­ное ре­цес­сив­ное за­бо­ле­ва­ние, сцеп­лен­ное с Х-хро­мо­со­мой), а мать здopoвa. Ука­жи­те вер­ное утвер­жде­ние:

1) сын уна­сле­до­вал за­бо­ле­ва­ние от отца
2) сын уна­сле­до­вал за­бо­ле­ва­ние от ма­те­ри
3) отец и сын ге­те­ро­зи­гот­ны по ука­зан­но­му при­зна­ку
4) за­бо­ле­ва­ние у сына про­яви­лось в ре­зуль­та­те ком­би­ни­ро­ва­ния ре­цес­сив­ных ал­ле­лей ма­те­ри и отца
2.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те ор­га­низ­мы и ука­жи­те че­ты­ре рас­те­ния, ко­то­рые от­но­сят­ся к од­но­му и тому же от­де­лу:

1)  ясень; 2) рожь; 3) очи­ток; 4) воль­вокс; 5) саль­ви­ния; 6) по­до­рож­ник.

3.  
i

Мед­ведь бурый в Бе­ла­ру­си яв­ля­ет­ся:

1) видом-си­нан­тро­пом
2) объ­ек­том зве­ро­вод­ства
3) объ­ек­том про­мыс­ло­вой охоты
4) видом, за­не­сен­ным в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь
4.  
i

Ука­жи­те ста­дию жиз­нен­но­го цикла ку­куш­ки­на льна, обо­зна­чен­ную на схеме циф­рой 1:

1) ар­хе­го­ний
2) ан­те­ри­дий
3) спер­ма­то­зо­ид
4) ко­ро­боч­ка на ножке
5.  
i

У дро­зо­фи­лы ген жел­той окрас­ки тела и ген бе­ло­гла­зия сцеп­ле­ны и на­хо­дят­ся в Х-хро­мо­со­ме, при этом ко­ли­че­ство обыч­ных и крос­со­вер­ных гамет об­ра­зу­ет­ся в рав­ных ча­стях. Со­от­вет­ству­ю­щие до­ми­нант­ные ал­ле­ли ди­ко­го типа опре­де­ля­ют серый цвет тела и крас­ные глаза. В экс­пе­ри­мен­те скре­щи­ва­ли самок чи­стых линий ди­ко­го типа и ре­цес­сив­ных по обоим генам сам­цов (ге­те­ро­га­мет­ный пол). Затем ги­бри­ды пер­во­го по­ко­ле­ния скре­щи­ва­ли между собой, при этом было по­лу­че­но 40 яиц. Рас­счи­тай­те, из сколь­ких яиц по­явят­ся самцы с жел­тым телом и крас­ны­ми гла­за­ми.

6.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­жен лист:

1) пе­ри­сто­слож­ный
2) паль­ча­то­слож­ный
3) про­стой, с цель­ной ли­сто­вой пла­стин­кой
4) про­стой, с рас­чле­нен­ной ли­сто­вой пла­стин­кой
7.  
i

Даны пять пар при­ме­ров ор­га­нов (струк­тур) живых ор­га­низ­мов, три из ко­то­рых могут слу­жить оди­на­ко­вым срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ским до­ка­за­тель­ством эво­лю­ции:

 

а  — млеч­ные же­ле­зы козы и по­то­вые же­ле­зы че­ло­ве­ка

б  — спора бак­те­рии и циста ин­фу­зо­рии

в  — ласты тю­ле­ня и ко­неч­но­сти крота

г  — кры­лья ушана и кры­лья май­ско­го жука

д  — по­чеч­ные чешуи то­по­ля и ко­люч­ки как­ту­са

 

Ука­жи­те, как на­зы­ва­ют­ся эти три пары ор­га­нов (струк­тур) и какие два при­ме­ра к ним не от­но­сят­ся («лиш­ние»):

1) ана­ло­гич­ные ор­га­ны; «лиш­ние» при­ме­ры — а, б
2) ана­ло­гич­ные ор­га­ны; «лиш­ние» при­ме­ры — в,г
3) го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны; «лиш­ние» при­ме­ры — б, г
4) го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны; «лиш­ние» при­ме­ры — а, д
8.  
i

Вы­бе­ри­те вер­ные утвер­жде­ния:

 

а)  ос­нов­ные функ­ции корня - син­тез ор­га­ни­че­ских ве­ществ и транс­пи­ра­ция;

б)  в зоне вса­сы­ва­ния корня име­ют­ся кор­не­вые во­лос­ки - вы­ро­сты ри­зо­дер­мы;

B)  на­коп­ле­ние боль­шо­го ко­ли­че­ства за­пас­ных пи­та­тель­ных ве­ществ в глав­ном корне при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию кор­не­пло­да.

1) а, б
2) а, в
3) б, в
4) толь­ко в
9.  
i

Уста­но­ви­те вклад в раз­ви­тие био­ло­гии сле­ду­ю­щих учёных:

УЧЁНЫЙ

А)  М. Каль­вин

Б)  Дж. Уот­сон

В)  И. И. Меч­ни­ков

ВКЛАД В РАЗ­ВИ­ТИЕ БИО­ЛО­ГИИ

1)  от­крыл яв­ле­ние фа­го­ци­то­за

2)  изу­чал ме­ха­низм фо­то­син­те­за

3)  яв­ля­ет­ся одним из ав­то­ров трех­мер­ной мо­де­ли ДНК

4)  сфор­му­ли­ро­вал закон го­мо­ло­ги­че­ских рядов на­след­ствен­ной из­мен­чи­во­сти

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .

10.  
i

Уста­но­ви­те лич­ность уче­но­го и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию:

 

— рус­ский био­лог, жив­ший в 1845—1916 гг

— пер­во­от­кры­ва­тель фа­го­ци­то­за и внут­ри­кле­точ­но­го пи­ще­ва­ре­ния,

со­зда­тель фа­го­ци­тар­ной тео­рии им­му­ни­те­та

—ла­у­ре­ат Но­бе­лев­ской пре­мии в об­ла­сти фи­зио­ло­гии и ме­ди­ци­ны 1908 года

 

Ответ за­пи­ши­те сло­вом в форме име­ни­тель­но­го па­де­жа.

11.  
i

Уста­но­ви­те вклад в раз­ви­тие био­ло­гии сле­ду­ю­щих учёных:

УЧЁНЫЙ

А)  К. Лин­ней

Б)  Дж. Хол­дейн

В)  Д. И. Ива­нов­ский

ВКЛАД В РАЗ­ВИ­ТИЕ БИО­ЛО­ГИИ

1)  от­крыл ви­ру­сы

2)  раз­ра­бо­тал мо­дель стро­е­ния мо­ле­ку­лы ДНК

3)  ввел би­нар­ную но­мен­кла­ту­ру в си­сте­ма­ти­ку ор­га­низ­мов

4)  пред­ло­жил био­хи­ми­че­скую ги­по­те­зу воз­ник­но­ве­ния жизни на Земле

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .

12.  
i

Уста­но­ви­те вклад в раз­ви­тие био­ло­гии сле­ду­ю­щих уче­ных:

Уче­ный

А)  К. Лин­ней

Б)  К. Ме­би­ус
В) В. И. Вер­над­ский

Вклад в раз­ви­тие био­ло­гии

1)  со­здал уче­ние о био­сфе­ре

2)  пред­ло­жил тер­мин «био­це­ноз»
3) раз­ра­бо­тал трех­мер­ную мо­дель струк­ту­ры ДНК

4)  ввел би­нар­ную но­мен­кла­ту­ру в си­сте­ма­ти­ку живых ор­га­низ­мов

13.  
i

Ука­жи­те три вер­ных утвер­жде­ния:

 

1)  тер­мин «эко­си­сте­ма» ввел А. Тенс­ли

2)  ав­то­ра­ми био­ге­не­ти­че­ско­го за­ко­на яв­ля­ют­ся Дж. Уот­сон и Ф. Крик

3)  закон не­за­ви­си­мо­го на­сле­до­ва­ния при­зна­ков сфор­му­ли­ро­вал В. И. Вер­над­ский

4)  це­лост­ное уче­ние об ис­то­ри­че­ском раз­ви­тии ор­га­ни­че­ско­го мира, рас­крыв дви­жу­щие силы эво­лю­ции, со­здал Ч. Дар­вин

5)  ме­то­ди­ку вжив­ле­ния фи­стуль­ных тру­бок для изу­че­ния про­цес­са пи­ще­ва­ре­ния у мле­ко­пи­та­ю­щих пред­ло­жил ис­поль­зо­вать И. П. Пав­лов

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер 135.

14.  
i

Уста­но­ви­те лич­ность уче­но­го и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию:

 

— рус­ский уче­ный и про­све­ти­тель, жив­ший в 1829—1905 гг.;

— И. П. Пав­лов счи­тал его «отцом рус­ской фи­зио­ло­гии»;

— в ра­бо­те «Ре­флек­сы го­лов­но­го мозга» он обос­но­вал уни­вер­саль­ность прин­ци­па ре­флек­тор­ной де­я­тель­но­сти;

— экс­пе­ри­мен­таль­но до­ка­зал, что «ра­бо­та го­лов­но­го мозга носит такой же ре­флек­тор­ный ха­рак­тер, как и ра­бо­та лю­бо­го дру­го­го ор­га­на

 

Ответ за­пи­ши­те сло­вом в форме име­ни­тель­но­го па­де­жа.

15.  
i

Уста­но­ви­те вклад в раз­ви­тие био­ло­гии сле­ду­ю­щих учёных:

УЧЁНЫЙ

А)  Ф. Крик

Б)  Т. Мор­ган

В)  К. А. Ти­ми­ря­зев

ВКЛАД В РАЗ­ВИ­ТИЕ БИО­ЛО­ГИИ

1)  ввел тер­мин «био­сфе­ра»

2)  участ­во­вал в изу­че­нии про­цес­са фо­то­син­те­за

3)  раз­ра­бо­тал хро­мо­сом­ную тео­рию на­след­ствен­но­сти

4)  яв­ля­ет­ся одним из ав­то­ров трех­мер­ной мо­де­ли ДНК

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .

16.  
i

Уста­но­ви­те лич­ность уче­но­го и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию:

 

— рус­ский есте­ство­ис­пы­та­тель, жив­ший в 1863—1945 гг.;

— ос­но­во­по­лож­ник ком­плек­са наук о Земле  — био­гео­хи­мии, ра­дио­ло­гии, гид­ро­гео­ло­гии;

—со­зда­тель уче­ния о био­сфе­ре, ос­нов­ные по­ло­же­ния ко­то­ро­го из­ло­же­ны в его книге «Био­сфе­ра», опуб­ли­ко­ван­ной в 1926 г.

 

Ответ за­пи­ши­те сло­вом в форме име­ни­тель­но­го па­де­жа.

17.  
i

Уста­но­ви­те вклад в раз­ви­тие био­ло­гии сле­ду­ю­щих учёных:

УЧЁНЫЙ

А)  Р. Вир­хов

Б)  Э. Гек­кель

В)  И. И. Меч­ни­ков

ВКЛАД В РАЗ­ВИ­ТИЕ БИО­ЛО­ГИИ

1)  от­крыл яв­ле­ние фа­го­ци­то­за

2)  сфор­му­ли­ро­вал пра­ви­ло эко­ло­ги­че­ской пи­ра­ми­ды

3)  яв­ля­ет­ся одним из ав­то­ров био­ге­не­ти­че­ско­го за­ко­на

4)  до­пол­нил кле­точ­ную тео­рию по­ло­же­ни­ем о том, что до­чер­ние клет­ки об­ра­зу­ют­ся путем де­ле­ния ма­те­рин­ских кле­ток

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .

18.  
i

Уста­но­ви­те вклад в раз­ви­тие био­ло­гии сле­ду­ю­щих уче­ных:

Уче­ный

А)  Э. Гек­кель

Б)  И. П. Пав­лов
В) И. И. Шмаль­гау­зен

Вклад в раз­ви­тие био­ло­гии

1)  сфор­му­ли­ро­вал пра­ви­ло эко­ло­ги­че­ской пи­ра­ми­ды

2)  экс­пе­ри­мен­таль­но изу­чил ре­гу­ля­цию пи­ще­ва­ре­ния

3)  яв­ля­ет­ся одним из ав­то­ров био­ге­не­ти­че­ско­го за­ко­на

4)  участ­во­вал в раз­ра­бот­ке син­те­ти­че­ской тео­рии эво­лю­ции

19.  
i

Ука­жи­те три вер­ных утвер­жде­ния:

 

1)  тер­мин «клет­ка» ввел Р. Гук;

2)  хро­мо­сом­ную тео­рию на­след­ствен­но­сти раз­ра­бо­тал Л. Па­стер;

3)  двой­ное опло­до­тво­ре­ние у цвет­ко­вых рас­те­ний от­крыл С. Г. На­ва­шин;

4)  мо­дель стро­е­ния мо­ле­ку­лы ДНК раз­ра­бо­та­ли Ф. Мюл­лер и Э. Гек­кель;

5)  ав­то­ра­ми био­хи­ми­че­ской тео­рии про­ис­хож­де­ния жизни на Земле яв­ля­ют­ся А. И. Опа­рин и Дж. Хол­дейн

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер 135.

20.  
i

Ука­жи­те три вер­ных утвер­жде­ния:

 

1)  тер­мин «био­сфе­ра» ввел Э. Зюсс;

2)  яв­ле­ние фа­го­ци­то­за от­крыл И. И. Меч­ни­ков;

3)  трех­мер­ную мо­дель струк­ту­ры ДНК раз­ра­бо­тал К. А. Ти­ми­ря­зев;

4)  закон го­мо­ло­ги­че­ских рядов на­след­ствен­ной из­мен­чи­во­сти сфор­му­ли­ро­вал А. Ле­вен­гук;

5)  до­пол­нил кле­точ­ную тео­рию по­ло­же­ни­ем о том, что до­чер­ние клет­ки об­ра­зу­ют­ся путем де­ле­ния ма­те­рин­ских кле­ток, Р. Вир­хов.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер 135.

21.  
i

Уста­но­ви­те вклад в раз­ви­тие био­ло­гии сле­ду­ю­щих учёных:

УЧЁНЫЙ

А)  К. Лин­ней

Б)  К. Ме­би­ус

В)  В. И. Вер­над­ский

ВКЛАД В РАЗ­ВИ­ТИЕ БИО­ЛО­ГИИ

1)  со­здал уче­ние о био­сфе­ре

2)  пред­ло­жил тер­мин «био­це­ноз»

3)  раз­ра­бо­тал трех­мер­ную мо­дель струк­ту­ры ДНК

4)  ввел би­нар­ную но­мен­кла­ту­ру в си­сте­ма­ти­ку живых ор­га­низ­мов

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .

22.  
i

Ука­жи­те три вер­ных утвер­жде­ния:

 

1)  ви­ру­сы от­крыл Э. Гек­кель;

2)  тер­мин «био­це­ноз» ввел К. Ме­би­ус;

3)  уче­ние о выс­шей нерв­ной де­я­тель­но­сти со­здал И. П. Пав­лов;

4)  би­нар­ную но­мен­кла­ту­ру в си­сте­ма­ти­ку живых ор­га­низ­мов ввел К. Лин­ней;

5)  био­хи­ми­че­скую ги­по­те­зу воз­ник­но­ве­ния жизни на Земле пред­ло­жи­ли Т. Шванн и М. Шлей­ден.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер 135.

23.  
i

Уста­но­ви­те вклад в раз­ви­тие био­ло­гии сле­ду­ю­щих уче­ных:

Уче­ный

А)  Ф. Крик

Б)  Т. Мор­ган
В) К. А. Ти­ми­ря­зев

Вклад в раз­ви­тие био­ло­гии

1)  ввел тер­мин «био­сфе­ра»
2) участ­во­вал в изу­че­нии про­цес­са фо­то­син­те­за

3)  раз­ра­бо­тал хро­мо­сом­ную тео­рию на­след­ствен­но­сти
4) яв­ля­ет­ся одним из ав­то­ров трех­мер­ной мо­де­ли ДНК

24.  
i

Уста­но­ви­те лич­ность уче­но­го и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию:

 

— не­мец­кий фи­зио­лог, жив­ший в 1810−1882 гг;

— ос­но­вы­ва­ясь на ра­бо­тах М. Шлей­де­на и дру­гих уче­ных, в 1839 г. в книге «Мик­ро­ско­пи­че­ские ис­сле­до­ва­ния о со­от­вет­ствии в струк­ту­ре и росте жи­вот­ных и рас­те­ний» рас­смот­рел клет­ку как уни­вер­саль­ный струк­тур­ный ком­по­нент жи­вот­ных и рас­те­ний, сде­лал ряд обоб­ще­ний, ко­то­рые впо­след­ствии на­зва­ли кле­точ­ной тео­ри­ей.

 

 

Ответ за­пи­ши­те сло­вом в форме име­ни­тель­но­го па­де­жа.

25.  
i

Ука­жи­те три вер­ных утвер­жде­ния:

 

1)  яв­ле­ние фа­го­ци­то­за от­крыл И. И. Меч­ни­ков

2)  ав­то­ра­ми кле­точ­ной тео­рии яв­ля­ют­ся Дж. Уот­сон и Ф. Крик

3)  хро­мо­сом­ную тео­рию на­след­ствен­но­сти раз­ра­бо­тал Т. Мор­ган

4)  ос­но­во­по­лож­ни­ком на­уч­ной мик­ро­ско­пии, от­крыв­шим од­но­кле­точ­ные ор­га­низ­мы  — ин­фу­зо­рии, амебы, бак­те­рии, яв­ля­ет­ся А. Ле­вен­гук

5)  уче­ние об ос­нов­ных на­прав­ле­ни­ях эво­лю­ции и путях до­сти­же­ния био­ло­ги­че­ско­го про­грес­са было раз­ра­бо­та­но Ч. Дар­ви­ным и до­пол­не­но его уче­ни­ком К. Лин­не­ем.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер 135.

26.  
i

Уста­но­ви­те лич­ность уче­но­го и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию:

 

— ан­глий­ский есте­ство­ис­пы­та­тель, жив­ший в 1635—1703 гг.;

— при­ме­нив мик­ро­скоп для изу­че­ния био­ло­ги­че­ских объ­ек­тов, уста­но­вил кле­точ­ное стро­е­ние тка­ней, ввел тер­мин «клет­ка»;

— свои на­блю­де­ния и ри­сун­ки пред­ста­вил в книге «Мик­ро­гра­фия», опуб­ли­ко­ван­ной в 1665 г.

 

Ответ за­пи­ши­те сло­вом в форме име­ни­тель­но­го па­де­жа.

27.  
i

Уста­но­ви­те вклад в раз­ви­тие био­ло­гии сле­ду­ю­щих уче­ных:

Уче­ный

А)  Р. Вир­хов

Б)  Э. Гек­кель
В) И. И. Меч­ни­ков

Вклад в раз­ви­тие био­ло­гии

1)  от­крыл яв­ле­ние фа­го­ци­то­за

2)  сфор­му­ли­ро­вал пра­ви­ло эко­ло­ги­че­ской пи­ра­ми­ды

3)  яв­ля­ет­ся одним из ав­то­ров био­ге­не­ти­че­ско­го за­ко­на

4)  до­пол­нил кле­точ­ную тео­рию по­ло­же­ни­ем о том, что дочер-
ние клет­ки об­ра­зу­ют­ся путем де­ле­ния ма­те­рин­ских кле­ток

28.  
i

Схва­тив го­ря­чую ка­стрю­лю, че­ло­век не­про­из­воль­но вы­пу­стил ее из рук. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность про­хож­де­ния нерв­но­го им­пуль­са по ре­флек­тор­ной дуге этого со­ма­ти­че­ско­го ре­флек­са от ре­цеп­то­ров кожи к ске­лет­ным мыш­цам, ис­поль­зуя все пред­ло­жен­ные эле­мен­ты:

 

 

1спин­но­моз­го­вой ган­глий
2аксон вста­воч­но­го ней­ро­на
3аксон дви­га­тель­но­го ней­ро­на
4пе­ред­ние рога спин­но­го мозга
5аксон чув­стви­тель­но­го ней­ро­на
6денд­рит чув­стви­тель­но­го ней­ро­на
29.  
i

Наи­мень­шей ос­нов­ной еди­ни­цей клас­си­фи­ка­ции, объ­еди­ня­ю­щей мед­вед­ку, ка­пуст­ную бе­лян­ку и шмеля, яв­ля­ет­ся... .

30.  
i

Ука­жи­те важ­ней­шие функ­ции ве­ществ в живом ор­га­низ­ме:

ФУНК­ЦИЯ

1 — за­щит­ная

2 — за­па­са­ю­щая

3 — струк­тур­ная

ВЕ­ЩЕ­СТВО

а — ке­ра­тин

б — кол­ла­ген

в — гли­ко­ген

г — аль­бу­мин

д — ин­тер­фе­рон

е — тром­бо­пла­стин

1) 1бе; 2вд; 3аг
2) 1вд; 2ге; 3б
3) 1де; 2в; 3аб
4) 1е; 2вгд; 3аб
31.  
i

Клет­ка, обо­зна­чен­ная на схеме оо­ге­не­за циф­рой 3:

1) со­зре­ва­ет в яич­ни­ке
2) яв­ля­ет­ся ди­пло­ид­ной
3) на­зы­ва­ет­ся по­ляр­ное тель­це
4) фор­ми­ру­ет­ся в пе­ри­од эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия жен­ской особи
32.  
i

Из семи ами­но­кис­лот был син­те­зи­ро­ван пеп­тид. Ка­ко­ва мо­ле­ку­ляр­ная масса по­лу­чен­но­го пеп­ти­да, если из­вест­но, что сред­няя мо­ле­ку­ляр­ная масса каж­дой из вхо­дя­щих в него ами­но­кис­лот равна 110, а мо­ле­ку­ляр­ная масса воды  — 18?

1) 788
2) 770
3) 662
4) 644
33.  
i

За­ви­си­мость жиз­не­де­я­тель­но­сти ор­га­низ­ма от со­ле­но­сти воды вы­ра­жа­ет­ся сим­мет­рич­ной ку­по­ло­об­раз­ной кри­вой; эко­ло­ги­че­ский оп­ти­мум по дан­но­му фак­то­ру со­став­ля­ет 5 ‰. Какие пре­де­лы вы­нос­ли­во­сти по от­но­ше­нию к со­ле­но­сти воды будет иметь ор­га­низм?

1) 1 - 5‰
2) 2 - 8‰
3) 4 - 9‰
4) 5 - 15‰
34.  
i

На ри­сун­ка пред­став­ле­ны схемы пи­ще­ва­ри­тель­ных си­стем по­зво­ноч­ных жи­вот­ных. Опре­де­ли­те, каким жи­вот­ным они со­от­вет­ству­ют:

А

Б

В

Г

1)  орёл

2)  жаба

3)  осётр

4)  нут­рия

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. На­при­мер: A4Б3B2Г1.

35.  
i

По­ра­же­ние ли­стьев дуба муч­ни­сто­ро­ся­ны­ми гри­ба­ми яв­ля­ет­ся при­ме­ром дей­ствия фак­то­ров:

1) био­ти­че­ских меж­ви­до­вых
2) био­ти­че­ских внут­ри­ви­до­вых
3) абио­ти­че­ских кли­ма­ти­че­ских
4) абио­ти­че­ских оро­гра­фи­че­ских
36.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­же­на общая схема дей­ствия одной из форм есте­ствен­но­го от­бо­ра. Ука­жи­те при­мер дей­ствия этой формы от­бо­ра:

1) по­вы­ше­ние устой­чи­во­сти крыс к ядо­хи­ми­ка­там
2) под­дер­жа­ние по­сто­ян­ной тем­пе­ра­ту­ры тела у мле­ко­пи­та­ю­щих
3) со­хра­не­ние опре­де­лен­ных раз­ме­ров вен­чи­ка у цвет­ков, опы­ля­е­мых шме­ля­ми
4) су­ше­ство­ва­ние ме­че­хво­ста в не­из­мен­ном со­сто­я­нии на про­тя­же­нии не­сколь­ких ты­ся­че­ле­тий
37.  
i

Для эф­фек­тив­но­го ис­поль­зо­ва­ния ге­не­ти­че­ско­го по­тен­ци­а­ла жи­вот­ных-про­из­во­ди­те­лей и быст­ро­го по­лу­че­ния мно­го­чис­лен­но­го потом­ства с хо­зяй­ствен­но цен­ны­ми при­зна­ка­ми в се­лек­ции при­ме­ня­ют:

1) аут­бри­динг
2) ин­бред­ную де­прес­сию
3) ис­кус­ствен­ное осе­ме­не­ние
4) ин­ду­ци­ро­ван­ный му­та­ге­нез
38.  
i

Ге­те­ро­зи­го­та по ал­ле­лям пер­во­го гена и ре­цес­сив­ная го­мо­зи­го­та по ал­ле­лям вто­ро­го гена может иметь бук­вен­ное обо­зна­че­ние ге­но­ти­па:

1) Aabb
2) aabb
3) AaBb
4) AABB
39.  
i

Раз­ру­ше­ние озо­но­во­го экра­на пла­не­ты и по­яв­ле­ние озо­но­вых дыр  — это при­мер:

1) ра­ци­о­наль­но­го при­ро­до­поль­зо­ва­ния
2) кон­цен­тра­ци­он­ной функ­ции био­сфе­ры
3) ан­тро­по­ген­но­го воз­дей­ствия ло­каль­но­го мас­шта­ба
4) ан­тро­по­ген­но­го воз­дей­ствия гло­баль­но­го мас­шта­ба
40.  
i

Спи­ро­грам­ма тя­же­ло­ат­ле­та по­ка­за­ла, что ды­ха­тель­ный объем его лег­ких со­ста­вил 950 см3, ре­зерв­ный объем вдоха  — 2550 см3, а жиз­нен­ная ем­кость лег­ких  — 5200 см3. Опре­де­ли­те ре­зерв­ный объем вы­до­ха лёгких тя­же­ло­ат­ле­та (см3):

1) 1700
2) 2650
3) 3500
4) 4250
41.  
i

В пред­ло­же­ния, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие осо­бен­но­сти на­след­ствен­но­сти и из­мен­чи­во­сти че­ло­ве­ка, вме­сто точек вставь­те под­хо­дя­щие по смыс­лу слова:

 

а  — ка­ри­о­тип 44 + XXY имеют маль­чи­ки с син­дро­мом...

б  — поз­во­ля­ет опре­де­лить роль ге­но­ти­па в про­яв­ле­нии фе­но­ти­пи­че­ских при­зна­ков ор­га­низ­ма ... метод.

1) а — Дауна; б — ге­не­а­ло­ги­че­ский
2) а — Кляйн­фель­те­ра; б — близ­не­цо­вый
3) а — Ше­ре­шев­ско­го — Тер­не­ра; б — ци­то­ге­не­ти­че­ский
4) а — по­ли­со­мии по ауто­со­ме; б — дер­ма­то­гли­фи­че­ский
42.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, от­ли­ча­ю­щие бак­те­рии от ви­ру­сов:

 

а  — кри­стал­ли­че­ская форма

б  — спо­ро­об­ра­зо­ва­ние

в  — могут иметь до­пол­ни­тель­ную ли­по­про­те­ид­ную обо­лоч­ку

г  — яв­ля­ют­ся воз­бу­ди­те­ля­ми ге­па­ти­та

1) а, б
2) а, г
3) б, в
4) толь­ко б
43.  
i

В све­же­вы­ры­тый пруд было за­пу­ще­но 3 кг маль­ка ка­ра­ся и 2 кг маль­ка щуки. Какое ми­ни­маль­ное ко­ли­че­ство ком­би­кор­ма (кг), ко­то­рый по­треб­лял толь­ко малек ка­ра­ся, ис­поль­зо­вал хо­зя­ин пруда, если в конце се­зо­на он вы­ло­вил 53 кг ка­ра­ся и 6 кг щуки? В 100 г ком­би­кор­ма за­па­се­но 300 ккал энер­гии, а в 100 г био­мас­сы кон­су­мен­тов  — 100 ккал. Пе­ре­ход энер­гии с од­но­го тро­фи­че­ско­го уров­ня на дру­гой про­те­ка­ет в со­от­вет­ствии с пра­ви­лом 10 %.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

44.  
i

Ука­жи­те ха­рак­тер­ный для дермы кожи че­ло­ве­ка при­знак:

1) не со­дер­жит кро­ве­нос­ных со­су­дов
2) об­ра­зу­ет ро­го­вые про­из­вод­ные — ногти
3) пред­став­ле­на во­лок­ни­стой со­еди­ни­тель­ной тка­нью
4) со­сто­ит из двух кле­точ­ных слоев — ро­го­во­го и рост­ко­во­го
45.  
i

Ука­жи­те не­вер­ное утвер­жде­ние:

1) тело дрож­жей пред­став­ле­но оди­ноч­ны­ми клет­ка­ми
2) у гри­бов, так же как и у жи­вот­ных, за­па­са­ет­ся гли­ко­ген
3) тру­то­вые грибы па­ра­зи­ти­ру­ют на куль­тур­ных и ди­ко­рас­ту­щих зла­ках
4) во­ло­кон­ни­ца крас­не­ю­щая и опе­нок лож­ный яв­ля­ют­ся ядо­ви­ты­ми для че­ло­ве­ка гри­ба­ми
46.  
i

Сколь­ко слу­хо­вых ко­сто­чек в сред­нем ухе зем­но­вод­ных?

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
47.  
i

Клет­ки крови обес­пе­чи­ва­ют ре­а­ли­за­цию в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка не­спе­ци­фи­че­ско­го и спе­ци­фи­че­ско­го им­му­ни­те­та, а также свер­ты­ва­ние крови. Эта функ­ция крови на­зы­ва­ет­ся:

1) за­щит­ной
2) пи­та­тель­ной
3) вы­де­ли­тель­ной
4) тер­мо­ре­гу­ля­тор­ной
48.  
i

Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, вер­ные для слу­хо­вой сен­сор­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка:

 

а  — на­руж­ное ухо вклю­ча­ет на­руж­ный слу­хо­вой про­ход и ба­ра­бан­ную по­лость

б  — слу­хо­вые ко­сточ­ки по­движ­но со­еди­не­ны между собой

в  — ре­цеп­тор­ные клет­ки рас­по­ло­же­ны в коре за­ты­лоч­ных долей боль­ших по­лу­ша­рий

г  — через мем­бра­ну оваль­но­го окна зву­ко­вые ко­ле­ба­ния пе­ре­да­ют­ся от стре­меч­ка в улит­ку внут­рен­не­го уха

д  — силь­ный шум при дли­тель­ном воз­дей­ствии сни­жа­ет остро­ту слуха

1) а, б, д
2) а, в, г
3) в, г, д
4) б, г, д
49.  
i

К тому же от­ря­ду, что и жи­вот­ное, изоб­ра­жен­ное на ри­сун­ке от­но­сят­ся:

 

а  — но­со­рог

б  — кабан

в  — зебра

г  — зубр

д  — жираф

1) а, б, в
2) б, г, д
3) толь­ко а, б
4) толь­ко г, д
50.  
i

На ри­сун­ке циф­ра­ми 1 и 2 обо­зна­че­ны кости:

1) кре­стец и лу­че­вая
2) та­зо­вая и боль­шая бер­цо­вая
3) та­зо­вая и бед­рен­ная
4) кре­стец и бед­рен­ная
51.  
i

На схеме стро­е­ния реч­но­го рака циф­ра­ми 2 и 6 обо­зна­че­ны струк­тур­ные эле­мен­ты си­сте­мы:

1) кро­ве­нос­ной
2) пи­ще­ва­ри­тель­ной
3) по­ло­вой
4) нерв­ной
52.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для эле­мен­та пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка, обо­зна­чен­но­го на ри­сун­ке циф­рой 6:

 

а  — про­то­ком со­еди­ня­ет­ся с две­на­дца­ти­перст­ной киш­кой

б  — слу­жит на­ко­пи­те­лем желчи

в  — сек­рет со­дер­жит ли­зо­цим

г  — под дей­стви­ем ли­па­зы в нем про­ис­хо­дит рас­щеп­ле­ние эмуль­ги­ро­ван­ных жиров мо­ло­ка

д  — в нем про­ис­хо­дит вса­сы­ва­ние ос­нов­ной массы воды, ми­не­раль­ных солей и не­ко­то­рых син­те­зи­ро­ван­ных ви­та­ми­нов

1) а, б
2) а, в, г
3) а, г, д
4) б, д
53.  
i

У спи­ро­ги­ры:

 

а  — нит­ча­тый тал­лом по­крыт сли­зью

б  — в жиз­нен­ном цикле про­ис­хо­дит че­ре­до­ва­ние по­ло­во­го и бес­по­ло­го по­ко­ле­ний

в  — хло­ро­пласт в виде спи­раль­но за­кру­чен­ной ленты

г  — осо­бая форма по­ло­во­го раз­мно­же­ния  — пар­те­но­ге­нез

1) а, б
2) а, в
3) б, в
4) в, г
54.  
i

Ука­жи­те не­вер­ное для мо­че­вы­де­ли­тель­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка утвер­жде­ние:

1) ко­неч­ная моча по мо­че­точ­ни­кам по­сту­па­ет в мо­че­вой пу­зырь
2) при об­ра­зо­ва­нии мочи сна­ча­ла про­ис­хо­дит филь­тра­ция, затем ре­аб­сорб­ция
3) почка имеет бо­бо­вид­ную форму и по­кры­та со­еди­ни­тель­но­ткан­ной кап­су­лой
4) при­но­ся­щая ар­те­рио­ла перед тем‚ как войти в кап­су­лу нефро­на, об­ра­зу­ет вто­ри­ную ка­пил­ляр­ную сеть
55.  
i

Для рас­те­ния, изоб­ра­жен­но­го на ри­сун­ке, ха­рак­те­рен плод:

1) ко­ро­боч­ка
2) сбор­ная ли­стов­ка
3) се­мян­ка
4) зер­нов­ка
56.  
i

Вспом­ни­те, к ка­ко­му клас­су от­но­сит­ся кай­ман, и вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для пред­ста­ви­те­лей этого клас­са:

 

а  — два круга кро­во­об­ра­ще­ния;

б  — ор­га­ны га­зо­об­ме­на – лег­кие;

в  — пя­ти­па­лые ко­неч­но­сти;

г  — раз­ви­тие с ме­та­мор­фо­зом;

д  — на­руж­ное опло­до­тво­ре­ние.

1) а, б, в
2) а, в, д
3) б, г, д
4) толь­ко а
57.  
i

Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, вер­ные в от­но­ше­нии эн­до­крин­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка:

 

а  — ги­по­физ от­но­сит­ся к же­ле­зам сме­шан­ной сек­ре­ции

б  — кор­ти­зол и аль­до­сте­рон вы­ра­ба­ты­ва­ют клет­ки кор­ко­во­го слоя над­по­чеч­ни­ков

в  — по хи­ми­че­ской при­ро­де по­ло­вые гор­мо­ны яв­ля­ют­ся сте­ро­и­да­ми

г  — глю­ка­гон сни­жа­ет уро­вень глю­ко­зы в крови

д  — при ги­пер­функ­ции щи­то­вид­ной же­ле­зы раз­ви­ва­ет­ся ба­зе­до­ва бо­лезнь

1) а, б, г
2) а, в, д
3) б, в, д
4) б, г, д
58.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для птиц:

 

а  — га­зо­об­мен про­ис­хо­дит в лег­ких и воз­душ­ных меш­ках

б  —пу­хо­вые перья участ­ву­ют в тер­мо­ре­гу­ля­ции

в  — у самок раз­вит один яич­ник

г  — име­ет­ся на­руж­ный слу­хо­вой про­ход

д  — за­ро­дыш раз­ви­ва­ет­ся внут­ри­утроб­но

1) а, б, в
2) а, б, г
3) а, в, г, д
4) б, в, г
59.  
i

У реч­но­го окуня:

1) та­зо­вые почки
2) нет ор­га­на бо­ко­вой линии
3) пар­ные спин­ные и хво­сто­вые плав­ни­ки
4) ге­мо­гло­бин крови на­хо­дит­ся в эрит­ро­ци­тах
60.  
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных утвер­жде­ния:

 

1)  циста у амебы слу­жит для по­ло­во­го раз­мно­же­ния;

2)  про­ти­сты яв­ля­ют­ся эу­ка­ри­о­ти­че­ски­ми ор­га­низ­ма­ми;

З) ин­фу­зо­рия ту­фель­ка пе­ре­дви­га­ет­ся с по­мо­щью рес­ни­чек;

4)  ос­нов­ное за­пас­ное пи­та­тель­ное ве­ще­ство хло­рел­лы - крах­мал;

5)  про­цесс син­те­за АТФ у эв­гле­ны зе­ле­ной осу­ществ­ля­ет­ся в боль­шом ядре.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер 135.